Паравоз

История становления и развития железнодорожного транспорта России XIX-XX веков


в период с 1836 по 1917 г.

В своё время академик П. П. Мельников утверждал, что «железные дороги крайне необходимы для России…, что климат России и её пространства… соделывают их особенно драгоценными для нашего отечества».

Что послужило толчком к началу запуска строительства железных дорог в России? Это, в первую очередь, основы капиталистического развития. Так, после реформы 1861 года (отмена крепостного права) возросло производство и экспорт хлеба, что вызвало увеличение объема перевозок. Так, началось масштабное строительство железных дорог, от Каспия до Тихого океана.

В дальнейшем подъёму железнодорожного строительства способствовало развитие промышленности металлургической и машиностроительной, а также экономических и торговых связей за рубежом.

Россия в начале становления железнодорожного строительства активно использовала зарубежный опыт. Основная  часть железных дорог сооружалась за счёт государства. В процессе строительства отечественные специалисты, учёные и инженеры путей сообщения внесли весомый вклад в теорию и практику проектирования и сооружения железных дорог и во многом опередили другие страны. Подтверждение этого - постройка одной из лучших в мире двухпутной железнодорожной магистрали Петербург — Москва (1851) и самой длинной Транссибирской магистрали (1904).

Русская школа мостостроения получила мировую известность, благодаря своему рационализму в выборе конструкции, высокой надёжностью в создании крупных мостов, архитектурный и эстетический уровень которых не уступал мировым проектам. Наша страна гордится строителями мостов Д. И. Журавским, С. В. Кербедзом, Н. А. Белелюбским и др.

При совершенствовании эксплуатации железнодорожного транспорта стали важными такие меры, как: внедрение графика движения поездов и специализация их; принятие системы общего пользования и управления вагонным парком без перегрузки при переходе с дороги на дорогу; введение Устава железных дорог и Правил технической эксплуатации (ПТЭ).

Осуществлялось строительство новых и реконструкция существующих железных дорог России. Основные принципы, на которые опиралась система железнодорожного строительства в дореволюционное время: на железных дорогах должна господствовать атмосфера честности, порядочности, взаимного доверия и доброго партнёрства с клиентурой, строжайшего выполнения взаимных обязательств и своевременных расчётов за перевозки.

Соблюдались традиции уважительного отношения к пассажирам. Поезда ходили точно по расписанию, по ним можно было сверять часы; с билетами не было проблем. Особое значение уделялось питанию пассажиров. Буфетчик заключал с начальником станции контракт, в котором обязывался иметь в достаточном количестве продукты питания, и продавать всё по прейскуранту. За нарушение контракта предусматривались штрафные санкции.

28 февраля 1798 г. был учреждён Департамент водяных коммуникаций с конторами в разных регионах. В стране появился центральный орган по строительству и эксплуатации путей сообщения. Во главе департамента в 1801—1809 гг. находился известный государственный деятель Н. П. Румянцев. Он способствовал ускорению создания Мариинской водной системы — главной артерией между Волгой и Балтикой, которая вступила в строй в 1810 г. Эта система считалась крупнейшей в мире и на Парижской выставке в 1813 г. была отмечена золотой медалью.

Предпринимались первые шаги в освоении Северного морского пути. Вырос спрос на инженерные кадры.

Созданный Институт Корпуса инженеров путей сообщения стал научным центром в области развития строительного искусства и путей сообщения, кузницей инженерных кадров. Собственное издание института «Журнал путей сообщения» получило высокую оценку ведущих прогрессивных изданий того времени. За  первое десятилетие вышло 36 книг журнала, в которых было опубликовано более чем 50 научных работ по проектированию и строительству различных инженерных сооружений в России и за рубежом.

Поездки по Московскому шоссе и почтовым трактам занимали немалое место в жизни людей. А. С. Пушкин даже написал такие строки:

Шоссе Россию здесь и тут,  

Соединив, пересекут;

Мосты чугунные чрез воды  

Шагнут широкою дугой…

При проектировании и строительстве железных дорог стали основополагающими принципы, разработанные профессором М. С. Волковым: «Экономия есть единственное условие, коему подчиняется начертание дороги между двумя точками. Кроме экономии построения, ещё должно принять в рассуждение экономию перевоза от уменьшения длины по мере развития промышленности — непременного последствия всякого нового сообщения».

 На рубеже XIX в. во всем мире получили распространение чугунные рельсы.

Основную роль внедрения рельсовых путей занимал Департамент водяных коммуникаций, видевший несомненную экономическую выгоду рельсового транспорта при строительных работах.

П. К. Фролов построил первоклассную для того времени железную дорогу с конной тягой. Первая же в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена в 1834 г. на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых.

В результате обращения Ф. А. Герстнера к императору было поручено разрешение на постройку Царскосельской железной дороги, что закрепилось Указом Николая I от 15 апреля 1836 г. Официальное открытие железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 г.

«Скорость составляла 60 вёрст в час; первые поезда состояли из вагонов 4-х классов. Кареты, называвшиеся «берлинами» и «дилижансами, считались самыми комфортабельными и дорогими. То, что их отличало от других, ниже по классу, так это закрытые кузова, мягкие сиденья,  отделения с самостоятельными входами. В отделении вагона I класса размещалось 8 человек, II класса — 10. Также были в ходу открытые повозки, или как их называли еще, «линейки», с крышей и без неё. Первые назывались «шарабанами», вторые — «вагонами». Стенки у последних доходили только до середины высоты кузова. Линейки состояли из трёх купе, вмещавших по 12 человек. Вагоны не имели отопления и освещения.

Вагоны в основном закупались за границей, но частично изготавливались на российских заводах. Плата за билет, введенная в 1838 г., практически оставалась неизменной, и составляла 75, 50 и 35 копеек серебром за проезд из Царского Села в I, II и III в классах соответственно.

 ***

ООО "УралВнешТоргЭкспорт" занимается поставками материалов верхнего строения пути. Мы ценим Ваше время, поэтому предлагаем только качественную продукцию по выгодным ценам.

Позвоните по телефону разделе "Контакты", и Вы сможете узнать актуальную информацию. Мы ответим на Ваши вопросы!