Паравоз

Железнодорожная отрасль: аналитика

Железнодорожный путь сегодня является важной компонентой транспортной сети.  Без него невозможно представить современный мир, стремительно развивающийся и меняющийся. Современные технологии ускорили течение времени, жизнь стала ощутимо быстрее. Следовательно, произошло ускорение процессов во всех сферах жизнедеятельности, отраслях промышленности и сельского хозяйства. Заказчики требуют от производителей поставок продукции в более сжатые сроки. Потребители, оформляя заказы через интернет-магазины, также предъявляют повышенные требования к срокам доставки товаров. И так далее.

В связи с этим, транспортная система претерпевает коренные изменения. В том числе,  воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный, - все виды транспорта.

Железные дороги выполняют существенную роль в перевозке грузов в XXI веке. Неоспоримым преимуществом является дешевизна перевозок. Покрытие жд сетью в России и в мире в целом колоссальное. При этом стоит отметить наименьшее негативное воздействие на окружающую среду.

Основываясь на отчёте Института проблем естественных монополий относительно ситуации на железной дороге России за 2019 год, можно придти к некоторым выводам.

Сегодня можно смело заявить, что Россия вступила в новую индустриальную эпоху. Об этом свидетельствуют цифры аналитического отчёта. К примеру, грузооборот достиг в 2018 году пика значений за всю многолетнюю историю. Протяжённость дорог увеличивается, в связи с увеличением количества вводимых объектов, на всей территории страны.

Также можно говорить об обновлении парка вагонов и полувагонов. Принимаются такие меры, как введение дорогостоящей сертификации продления срока службы старых вагонов;  штрафы за несоблюдение правил государственного регулирования; федеральное субсидирование на введение в эксплуатацию нового передвижного транспорта, и другие.

С 2010 по 2018 годы имеет место тенденция к увеличению массы вагонов и полувагонов. Так, согласно данным ИПЕМ, этот показатель за 8 лет вырос на 5,4%: с 3,8 тонн до 4,07 тонн. Это связано, в первую очередь, с «утяжелением» перевозимых грузов.

Во избежание «затоваривания», снижения скорости движения поездов, а значит, и эффективности функционирования железнодорожной сети, принимаются шаги по списанию устаревших вагонов.

Однако показатель эффективности не может порадовать на текущий момент, поскольку средняя скорость следования поездов падает. Это связано в основном с увеличением вводимого в эксплуатацию жд транспорта. Исследования показывают, что имеющиеся жд мощности (около 900 тыс. вагонов к 2019 году) превышают в два раза требуемые для наиболее оптимального использования сети. Т.е., количество вводимого транспорта экономически необоснованно. Налицо перенасыщение рынка, что явно негативно сказывается на всей отрасли жд- и вагоностроения.

Наиболее ярко это доказывает тот факт, что средний срок оборота грузового вагона составляет 16 суток. Тогда как 30 лет назад показатель был равен около 7 суток! Возникает замкнутый круг, существование угрозы полной остановки поездов. Это проблема, которую должны решать, в первую очередь, правительство и ОАО «РЖД».

Одной из проблем является списание поездов с неистёкшим сроком эксплуатации. Так, под утилизацию могут подпасть новые вагоны. Принимаются предупреждающие меры во избежание этой ситуации. Например, контролируется соблюдение сроков использования грузовых вагонов (до 12,5 лет) и полувагонов (до 8,2 лет).

При этом следует отметить экономические выгоды от уменьшения нагрузки на железнодорожную сеть. Вывод поездов из обращения неизбежно влечёт снижение эксплуатационных расходов (ок. 300 тыс. руб/год на один грузовой вагон!). Постепенное обновление парка и утилизация излишнего подвижного состава – первоочередная задача для экономии издержек и профицита бюджета.

 

ООО «УралВнешТоргЭкспорт» имеет многолетний опыт в железнодорожном строительстве и ремонте магистральных. Осуществляем поставку материалов верхнего строения пути в трамвайно-троллейбусные предприятия России. Имеем налаженную автотранспортную сеть для доставки в любой регион.

Оформить заявку Вы можете по тел.: 8 (343) 301-03-33, либо email: uralvte@yandex.ru.

ООО «УралВнешТоргЭкспорт» - Ваш надёжный партнёр!