Начнем с того, что рельс состоит из 3-х элементов: головка, шейка, подошва.
Функция рельсов по-простому - принимать нагрузку от подвижного состава и распределять ее на землю.
Существует классификация рельсов, в частности, железнодорожных, по следующим критериям:
По типам: Р50, Р65, Р65К (для наружных нитей кривых участков пути), Р75.
По степени использования: новые и старогодные.
Новые рельсы наиболее предпочтительны для укладки в путь. Но также широко распространено повторное использование и рельсов, бывших в употреблении, то есть старогодных. Они делятся на 3 группы годности, представленные в таблице:
Таблица. Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов
Наименование показателей | Предельная величина показателей для рельсов типа и групп годности | ||||
Р75, Р65 | Р50 и легче | ||||
I | II | III | III-5 | I | |
Наработка тоннажа, млн. т брутто | до Тн | до 20% сверх Тн | более 20% до 50% Тн | более 50% сверх Тн | до 400 |
Вертикальный износ головки, мм, не более | 4 | 5 | 6 | 10 | 5 |
Глубина плавных вмятин и забоин на поверхности, мм, не более головки подошвы |
1 2 |
1 3 |
2 4 |
2 4 |
2 4 |
Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 |
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Равномерный наплыв металла на головке без трещин и расслоений, мм, не более: со стороны рабочей грани со стороны нерабочей грани |
1 2 |
2 3 |
2 4 |
3 5 |
1 2 |
Глубина пволнообразного износа поверхности катания головки на длине 1 м, мм, не более | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 1,0 |
Седловины, мм, не более | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 1,0 |
Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием концов, мм, не более | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 1,0 |
Скрученность рельсов (доля от длины рельса) | 1/500 0 |
1/500 0 |
1/500 0 |
1/500 0 |
1/500 0 |
К IV группе годности можно отнести рельсы, не вошедшие в I, II, III группы годности, так как ни сварка, ни ремонт не помогут привести их в состояние, пригодное для укладки в путь. Либо это вовсе экономически нецелесообразно.
Можно отнести к таким рельсам следующие:
1. Рельсы типа Р43 и легче,
2. Рельсы, у которых длина годного куска в них составляет менее 6 м,
3. Рельсы, переложенные с переменой рабочего канта, имеющие предельные величины бокового и вертикального износов.
По длине: стандартные - 25; 12,5; 6,25 м, и укороченные – 24,92; 24,84; 12,46; 12,42; 12,38. Как правило, рельсы, у которых длина менее 6,25 м, не укладываются в путь.
По категориям качества: Н, Т1, Т2, В.
Н — нетермоупрочненные;
Т1, Т2 — термоупрочненные;
В — термоупрочненные высшего качества.
По наличию болтовых отверстий: либо имеются отверстия на обоих концах рельсов, либо отверстия отсутствуют.
По способу выплавки стали:
М — из мартеновской стали,
К — из конвертерной стали;
Э — из электростали.
Существует также ряд других критериев, по которым можно различать рельсы, однако мы перечислили основные разновидности.
По мощности и состоянию рельсы должны соответствовать условиям эксплуатации, таких как грузонапряженность, осевые нагрузки и скорости движения поездов.
Единица измерения рельсов – вес одного погонного метра, выраженный в килограммах.
Маркировка.
Различают постоянную (клеймение) и временную (красками) маркировку рельсов. Она наносится на шейку рельса на расстоянии 2,5 м и изображает буквы и цифры. Они содержат следующую информацию:
Завод-изготовитель,
Дата выпуска (месяц и год),
Тип рельса.
На рельсах I сорта наносится «серп и молот», «ключ с молотком»; II сорта – 2 знака «ключ с молотком», на закаленных – буква З, незакаленных – К. Клеймо ОТК завода на рельсах I группы обводится голубой краской, II – белой. Посередине шейки торца закаленных рельсов I группы наносится полоса фисташкового цвета.
На дорогах РФ принято расположение стыков рельсов левой и правой нити по наугольнику. Забег стыка одной нити относительно другой при этом должен составлять не более 8 см, на кривых допускается 8 см + половина стандартного укорочения рельса, однако в сумме не более 16 см.
Стыковые зазоры.
По условию предупреждения изгиба или среза стыковых болтов при низких температурах зазоры в стыках при скоростях движения свыше 60 км/ч не должны превышать 30 мм, при скорости движения ниже 25 км/ч – не более 35 мм.
Если рельсовая нить состоит из разных типов рельсов, то в этом случае используются переходные рельсы или переходные накладки. Не допустима в стыках величина вертикальных ступенек более 2 мм при постоянной эксплуатации со скоростями движения 80 км/ч и более, при скорости движения менее 15 км/ч – более 4 мм. Чтобы не допустить появление вертикальных и горизонтальных ступеней, концы меняемых и укладываемых рельсов должны иметь одинаковую высоту и ширину головки.
Подуклонка.
Рельсы в пути, как на прямых, так и на кривых участках имеют подуклонку 1/20 (наклон внутрь колеи относительно поверхности шпал). При деревянных шпалах подуклонка достигается за счет металлических подкладок, а при железобетонных шпалах – за счет такой же подуклонки подрельсовой площадки на шпалах.
Дефекты.
По мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, усталостные дефекты. Из-за этого снижается надежность рельсов, что вызывает уменьшение скоростей и прекращение движения поездов. В зависимости от вида деформации, рельсы разделяются на остродефектные и дефектные. Все дефекты рельсов классифицированы и имеют свой трехзначный код.
Напоминаем Вам, что в ООО "УралВнешТоргЭкспорт" Вы можете заказать железнодорожные рельсы любого типа. Для этого нужно позвонить нашим менеджерам по телефону, либо по телефонам, указанным в разделе "Контакты".
Залог нашего успеха - надежность и качество работы!